top of page

Педагогическая династия моей семьи

Статья создана по материалам исследовательской работы ученика 2б класса МБОУ «Шахунской гимназии имени А.С.Пушкина», Сергея Курбета.

Классный руководитель: Нина Сергеевна Челнокова.

«Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём»

И. Веренчик

Семья... как много в этом слове для каждого из нас! Все в нашей жизни начинается с семьи. Это источник жизни! Здесь мы рождаемся, делаем свои первые шаги, перенимаем опыт родителей, бабушек…Я считаю, что семья – это главное в жизни человека, и я очень люблю свою семью! В нашей семье есть одна особенность. В каждом поколении есть учитель.

Учитель! Всем знакомо это слово. Когда слышишь его, сразу видишь родную школу, свой класс и любимого учителя. А для меня – это самое близкое слово, ведь это профессия многих моих любимых родных.


Наверно замечательно, когда существует семейная династия. Из поколения в поколение передаются семейные тайны, опыт, правила, черты, качества, умение. Особенно ярко это наблюдается в королевских, царских династиях. Такие династии определяли эпоху, играли существенную роль в развитии мира. И в наши дни еще кое, где сохранились королевские династии. Для нас ближе династии профессий. Династия врачей, военных, летчиков, моряков, полярников, и т.д. Но сама династия не наделяет автоматически поколение качествами, которые присущи той, или иной профессии. Династия передает багаж знаний, которые позволяют приобрести такие качества. Мы часто встречаем в жизни людей из таких династий, которые считают достаточным родиться в такой семье, а все остальное уже есть. Любая профессия требует от человека любви, упорства, настойчивости и знаний. И только передача этих знаний, обогащающих каждым поколением, создают династию. Династия, это не призвание, не профессия, это имя, это имидж семьи, ее знамя. Быть похожим на родителей, это значит взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать и приумножать этот багаж, и передавать его своим детям.


В моей семье сложились две династии – это педагоги и железнодорожники. Я хочу рассказать о династии педагогов.

Династия педагогов – это особая тема, так как воспитывать детей, жить их заботами и проблемами даётся не каждому. «Учитель ― это высокая миссия, предназначение которой ― сотворение и самоопределение личности, утверждение человека в человеке! Профессия учителя чем-то сродни артисту: он выступает перед классом, увлекая учеников новым знанием, представляя свой предмет. Преподаватель должен достучаться до сердца каждого ученика, следить за тем, чтобы в работе принимал участие весь класс. Главная задача учителя — научить детей мыслить. Под крылом таких педагогов вырастают настоящие таланты, и очень часто на протяжении последующей жизни ученики поддерживают добрые дружеские отношения с теми, кто помог им стать личностью, открыть в себе способности, подготовил к взрослой жизни.

Все мои родственники, выбрав профессию в юности, были преданы ей всю жизнь и не меняли её, как бы трудно им ни было.

Я не знаю, свяжу ли свою жизнь с одной из этих профессий - всё может быть. Но я горжусь ими, может быть, завидую их постоянству. Я думаю, что они прожили счастливую жизнь, так как посвятили свою жизнь любимому делу. А человек, любящий свою работу,- это счастливый человек.


Первой ветвью генеалогического древа является мой прадедушка Тарасов Василий Степанович и моя прабабушка Тарасова Инна Илларионовна.




Тарасов Василий Степанович

(14.01.1924-29.12.1985)


В октябре 1942 года по апрель 1943 курсант Ярославского пулеметного училища. С апреля по сентябрь 1943 помощник наводчика станкового пулемета.15 сентября 1943 получил ранение, госпиталь до 4 января 1944. С 4 января 1944 по 10 мая курсант минометного училища. С 10 мая 1944 по 4 января 1945 командир минометного расчета. С 4 января 1945 по 28 марта 1945 курсант курсов младших лейтенантов. С 1 апреля 45-го комсорг батальона 50-й армии 2-го Белорусского фронта 356 стрелкового полка,343 стрелковой дивизии,2-ой школы автомехаников Киевского военного округа. 9 февраля 1947 года по 1 сентября 1947 работа в колхозе Шарангского района Кировской области. С 1 сентября 1947 по 15 августа 1951 студент пединститута имени Крупской города Йошкар-Ола. С 15 августа 1951 по 15 сентября 1952 учитель математики Кикнурской средней школы Марийской АССР. С 15 сентября 1952 по 25 сентября 1956 учитель математики Казанской средней школы Казанского района Марийской АССР. С 25 сентября 1956 по 1985год учитель средней школы № 3 города Шахунья.

Мой прадедушка Тарасов Василий Степанович родился в 1924 году в маленькой деревне Зинки Шарангского района Горьковской области. Его воспитывали женщины: мама и бабушка, так как его отец умер, когда Васе не исполнилось и года. Но женское воспитание не испортило его, он не вырос маменькиным сынком, наоборот, он был в доме единственным мужчиной, и на его ещё детские плечи легли недетские заботы.

В школу ему приходилось ходить в соседнее село за пять километров каждый день туда и обратно. После окончания школы он хотел поступить в педагогический институт, но его мечтам помешала сбыться война. Прадедушка был призван на фронт в 1942 году, когда ему исполнилось всего восемнадцать лет. На фронте он был миномётчиком, воевал на Втором Белорусском фронте, был ранен.Войну он закончил в Кенингсберге. Был награждён орденами и медалями. Сейчас они хранятся у моей прабабушки Инны Илларионовны Тарасовой.

После демобилизации прадедушка поступил в педагогический институт в городе Йошкар-Ола на физико-математический факультет. После окончания института он был направлен на работу в школу в село Казанское Марийской АССР.


Тарасова (Дорофеева) Ия Илларионовна

Моя прабабушка Тарасова (Дорофеева) Ия Илларионовна родилась в 1930 году в деревне Акаты Шахунского района Горьковской области. После окончания школы в 1947 году она поступила в Горьковский педагогический институт иностранных языков, после окончания которого, получила направление на работу в село Казанское Марийской АССР.

В этом селе и встретились мой прадедушка и прабабушка. Они работали в одной школе, полюбили друг друга и в 1953 году поженились. В 1954 году у них родилась дочь Ольга, моя бабушка (Ольга Васильевна).

После переезда в город Шахунья они работали в Шахунской средней школе №3, не меняя место работы до выхода на пенсию.

Прадедушка преподавал физику и математику, он очень любил свою работу, своих учеников. И ученики отвечали ему тем же. К сожалению, он умер очень рано, едва успев выйти на пенсию: сказались отзвуки войны.

Прабабушка преподавала английский язык, а также много лет была сначала завучем, а потом директором средней школы №3.

У них осталось большое количество учеников, с которыми они поддерживали хорошие дружеские отношения в течение многих лет. И до сих пор многие выпускники вспоминают их добрыми словами.

За добросовестный труд мои прабабушка и прадедушка были награждены почётными грамотами.


Из воспоминаний учеников


Подузова (Ушакова) Надежда Павловна, заведующая МДОУ «Солнышко»:

С любовью вспоминаю своих учителей средней школы №3. Директором была Тарасова Инна Илларионовна: всегда элегантная, строгая, но, в то же, время справедливая.

Её муж Василий Степанович работал учителем математики, преподавал алгебру и геометрию. Самые тёплые слова хочется сказать об этом человеке: умнейший человек, справедливый, строгий, и в то же время мягкий. Вот такое сочетание.

Он никогда не повышал голос на учеников. Достаточно было одного взгляда, и мы понимали, что пора заканчивать безобразничать. Работал он на «опережение»: очень много давал нестандартных задач и заданий. И всё это пригодилось ребятам для поступления в технические ВУЗы.


Челнокова Нина Сергеевна, учитель МБОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»:

Я окончила среднюю школу №3.Математику в нашем классе вёл Тарасов Василий Степанович. Мы любили его уроки потому, что они были нестандартные. Уже в то время Василий Степанович вводил дифференцированные задания на уроках, давал задания на «опережение». И это очень помогло тем ребятам, которые поступали в технические вузы. Его ученики получали глубокие знания, которые помогли им в выборе профессий. Это и врачи, и ученые, и военные, и учителя. Некоторые из них вернулись в родную школу учителями: Бабурина (Вихарева) Альбина Леонидовна (учитель начальных классов), Ляпустина (Подтювина) Татьяна Юрьевна (учитель математики), Масленицына Тамара Ивановна (учитель математики), Воробьёва Людмила Алексеевна (учитель математики). Учителями стали выпускники нашей школы: Громина (Заплётина) Людмила Николаевна, Чиркина Софья Аркадьевна, Половинкина (Смирнова) Людмила Николаевна, Воронцова (Ушакова) Валентина Павловна. Не зря нашу третью школу называли «кузницей кадров». Среди этих учителей есть и математики, и преподаватели английского языка.

Директором школы была Тарасова Инна Илларионовна. Она не учила меня. Но, после окончания института я вернулась в родную школу учителем.

Я работала под чутким руководством Инны Илларионовны. Это был требовательный, грамотный специалист, наставник, который помогал во всех начинаний. А Василия Степановича узнала и с другой стороны: это был добрейшей души человек.


Воронцова (Ушакова) Валентина Павловна, методист МДОУ «Солнышко»:

Мне посчастливилось учиться в школе, которой руководила Инна Илларионовна. И хотя она не преподавала английский язык в нашем классе, для многих моих одноклассников она была возвышенным идеалом: строга, интеллигентна, умна, образец для подражания. И может быть, именно это сыграло роль в том, что я тоже поступила и окончила институт иностранных языков. Работала в школе, преподавала английский язык.


Санаткина Галина Павловна учитель английского языка СОШ №1:

Мне посчастливилось работать с Инной Илларионовной в течение 20 лет. Я – молодой, начинающий учитель, она - умудрённый опытом педагог. С виду суровая, строгая женщина, а когда познакомились поближе, оказалось отзывчивый, душевный человек, готовый поделиться своим педагогическим опытом. Дети, которые учились у Инны Илларионовны, благодарны ей, за то, что она дала им хорошее знание языка, которое пригодилось им при поступлении в ВУЗ и в дальнейшей жизни.

По воспоминаниям моей бабушки Туманиной Ольги Васильевны, её родители всё время проводили в школе. В то время уроки начинались в восемь часов утра, а последний урок во второй смене заканчивался в половине восьмого вечера. Часто после уроков проводились педсоветы, профсоюзные собрания, партийные собрания, так что домой они приходили около девяти часов вечера. Моя бабушка практически выросла в школе, дома её оставить было не с кем, она ждала своих родителей допоздна. Наверное, ей не оставалось ничего другого как выбрать профессию учителя, что она и сделала.


Вторая ветвь генеалогического древа

Второй ветвью педагогической династии стала моя бабушка Туманина (Тарасова) Ольга Васильевна.

После окончания школы моя бабушка поступила в Ярославский педагогический институт на физический факультет. После окончания института она начала работать в Шахунской средней школе №1 учителем начальных классов, где и проработала более тридцати пяти лет. За годы работы у неё было много выпусков, но она всех учеников помнит по именам, со многими сохранились дружеские доверительные отношения. Создав свои семьи, бабушкины выпускники приводили к ней учиться своих детей.


Из воспоминаний учеников:


Лера Гафарова: Моя первая учительница Туманина Ольга Васильевна. Она научила меня не только читать, писать и считать, но и ценить дружбу, труд, любить животных, уважать людей. Ольга Васильевна – добрый отзывчивый человек. Я её очень люблю и уважаю.


Вероника Березина: Ольга Васильевна – добрая, милая. Она помогала нам во всём. Мы благодарны ей за всё. Спасибо.


Настя Черногорова: Ольга Васильевна – добрая, справедливая. Она научила меня дружить, уважать старших, не обижать младших, помогать дома.


Из воспоминаний родителей: Наши дети в начальных классах учились у Ольги Васильевны Туманиной. Ольга Васильевна приучала детей к труду, мастерили разные поделки, спокойно, доступно и интересно объясняла материал урока, строго опрашивала домашнее задание, после уроков подолгу задерживались в классе, систематически ходили в походы, совершали экскурсии. Хочется отметить её душевную доброту, справедливость, отзывчивость. Дети всегда были довольны, жалоб не было. Принимала активное участие в жизни класса, интересно проходили родительские собрания.


Учителя СОШ№1 считают, что моя бабушка обладает высоким профессиональным уровнем, она воспитала несколько поколений хороших и трудолюбивых людей. В коллективе её любят, ценят, к её мнению прислушиваются.

За многолетний добросовестный труд награждалась грамотами отдела образования города Шахуньи, имеет Почётную грамоту Министерства образования и науки Нижегородской области.

Бабушка любит свою работу, и говорит, что не променяла бы её ни на какую другую.



Третьей ветвью генеалогического древа является моя тётя Ветюгова (Туманина) Юлия Владимировна.


Моя тётя Ветюгова (Туманина) Юлия Владимировна тоже внесла небольшой вклад в династию педагогов: после окончания школы она два года проработала учителем физической культуры в Шахунской средней школе №1.В те годы были популярны спортивные соревнования «Весёлые старты» среди учащихся третьих классов. Под руководством моей тёти команда учащихся третьих классов школы заняла первое место среди команд Северной зоны Нижегородской области (а это шесть районов).Заняв первое место в этих соревнованиях, они поехали на областные соревнования в город Нижний Новгород, где и заняли первое место среди множества других команд. Это был успех! Я думаю, у тёти был талант педагога, может быть, это наследственное. К сожалению, она не продолжила династию педагогов, выбрав себе другую профессию. Но в своей профессии она состоялась, занимает высокую должность, имеет звание подполковник.


В нашей педагогической династии трое учителей - и все со своими удивительными судьбами. Общий педагогический стаж нашей учительской династии на сегодняшний день 125 лет.

Проанализировав собранный материал, я пришёл к выводу, что моя гипотеза подтвердилась: представители династии Тарасовых-Туманиных - люди достойные уважения, и я могу ими гордиться. Они внесли большой вклад в развитие образования в нашем городе. Кем я буду после школы, я пока не решил, у меня для этого ещё есть время. Но одно я знаю точно, что постараюсь быть достойным представителем моей большой семьи.

В рамках областного проекта «Всей семьёй в будущее» в нашей школе оформлен стенд «Я горжусь своей семьёй». Мои фотоматериалы о моей семье также размещены на этом стенде.

В октябре, когда вся страна отмечает замечательный праздник День Учителя, я с гордостью расскажу своим одноклассникам о нашей педагогической династии.

Работая над этой темой, я понял, что профессия учителя не из лёгких, но без учителя не будет ни врача, ни экономиста, ни менеджера, никого. Даже став взрослыми, всегда все помнят своих учителей и свою школу. Я уверен, без Учителя хорошего человека не вырастишь. Учитель – самая важная, нужная и благородная профессия на Земле!


Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Facebook Basic Square
bottom of page